« | Главная | »

История успеха Coca-Cola

Автор: admin | 02.04.2012 |


Coca-Cola — самый известный в мире безалкогольный напиток, эксперты оценивают его более чем в 80 миллиардов долларов.

За всю историю существования компанией Coca-Cola было произведено столько, что каждый житель планеты получил бы по 780 бутылок этого напитка. И кто бы мог подумать, что первый год существования газированного напитка оказался убыточным для его создателей.

Май 1886 года, Атланта. Юг страны все еще зализывает раны, болезненно переживая свое поражение в Гражданской войне; люди ищут утешения в фундаменталистской религии и патентованных лекарственных средствах. Универсальные средства, рекламируемые как «лекарства от всех болезней», ввозились из северных штатов. Как правило, они представляли собой спиртовые настойки, а южане как раз в тот момент развернули активную кампанию за здоровый образ жизни, включающую непримиримую борьбу с пьянством. Поэтому их фармацевты уже начали заменять спирт другим ингредиентом, считавшимся безопасным, не вредным для здоровья и «морально чистым». Этим ингредиентом был... кокаин.

Местному фармацевту Джону Ститу Пембертону пришлось под давлением активистов Общества трезвенников изменить рецептуру напитка, называвшегося «Французская винная кока — идеальный тоник для стимуляции работы мозга», и устранить спирт, заменив его веществом, дающим не меньший тонизирующий эффект. Такое вещество он нашел в орехах колы, стимулятора, завезенного рабами из Африки. Рабы говорили, что кола похмельную головную боль «как рукой» снимает. Пембертон смешал экстракт орехов колы с напитком кока, впервые соединив эти два сильнейших стимулятора. Получившаяся жидкость была действительно мощным тонизирующим средством. Вот только вкус у напитка был отвратительным, и Пембертон вынужден был истратить еще уйму времени упорного труда, бесконечно компонуя различные масла, травы и экстракты. Неприятный вкус нового психотропного снадобья требовалось заглушить, и это удалось.

Тогда Coca-Cola еще не была газированной. Жидкость представляла собой густой, сладкий сироп бурого цвета в бутылках из-под пива. Пембертон поставлял новый напиток в аптеки города Атланта, а владельцы аптек продавали его либо бутылками по 25 центов за штуку, либо в розлив, причем в последнем случае они разбавляли напиток водой, чтобы его легче было проглотить. «Безалкогольный тонизирующий напиток» стал пользоваться некоторым спросом как освежающий, бодрящий лимонад и как средство от похмелья.

В аптеке Якобса, где продавали Coca-Cola, произошло событие. Один из покупателей страдал тяжелым похмельем. Он купил бутылку сиропа Coca-Cola и попросил Уилли Венэйбла, разливавшего содовую, открыть бутылку и развести сироп водой. Венэйбл не хотел идти в другой конец помещения к водопроводному крану и спросил посетителя, не будет ли тот против, если он разведет напиток содовой вместо обычной воды. Посетителю было все равно, его мучила головная боль. Он залпом выпил шипучую Coca-Cola, разведенную содовой, и вдруг воскликнул:

— Эй, вот это — да! Здорово! Это куда лучше, чем с водопроводной водой!

И все стали пить только с содовой.

В то же самое лето в Атланте вступил в действие сухой закон. Объем продажи Coca-Cola вырос с25 галлоновдо1049 галлоновза год, в основном благодаря заботам партнера и спонсора Пембертона, Фрэнка Робинсона, который дал название Coca-Cola и придумал логотип, используемый и сегодня. Робинсон был дальновидным предпринимателем и бизнесменом. Он познакомился с Пембертоном при продаже недвижимости. Но, вместо операций с недвижимостью, Робинсон увлекся производством и рекламой нового напитка Пембертона, «идеального стимулятора мозга», имевшего, по всей видимости, огромный коммерческий потенциал. Робинсон стал работать на Coca-Cola и остался верен ей до конца, хотя другие владельцы бизнеса менялись несколько раз. Робинсон же до ухода в отставку почти тридцать лет служил Coca-Cola.

В 1887 году, несмотря на обильное потребление животворного напитка, Пембертон ослаб здоровьем. К тому же, Coca-Cola не приносила дохода, достаточного для того, чтобы фирма обрела финансовую независимость, и Пембертон за очень скромную сумму продал две трети своей доли Уиллису Венэйблу, тому самому, который впервые развел сироп с содовой шипучкой. Инвентарная опись, составленная Пембертоном ко времени перепродажи бизнеса, дает нам ключ к тщательно засекреченному рецепту Coca-Cola, а именно: масло лимона, масло лайма, масло мускатного ореха, экстракт муската, экстракт листьев коки, ванилин, цитрусовая кислота, апельсиновый эликсир, масло нероли (из цветков апельсинового дерева) и кофеин.

Пембертон умер в нищете 16 августа 1888 года и был похоронен на кладбище для бедных, и только 70 лет спустя основателю компании Coca-Cola поставили каменное надгробие. Перед смертью он продал оставшиеся акции Азе Кандлеру, преуспевающему коллеге-фармацевту. В сотрудничестве с двумя партнерами Кандлер выкупил у Венэйбла и других инвесторов все акции Coca-Cola. Полное владение компании — с потрохами и секретным рецептом — обошлось Кандлеру в 2300 долларов.

Настоящая популярность пришла к напитку в 1902 году. В этот год оборот компании достиг 120 тысяч долларов, а сама Coca-Cola стала самым известным безалкогольным напитком на территории США.

В 1903 году Coca-Cola незаметно переключилась на новую рецептуру с применением листьев коки, из которых уже экстрагировали кокаин. (Фирма и сейчас продолжает использовать «обезвреженные» листья коки. Их поставляет химическая компания из Нью-Джерси, единственная легальная фабрика по переработке медицинского кокаина в Соединенных Штатах.)

Знаменательным для Coca-Cola стал 1915 год, на рынок напиток поступает в новой бутылке. Дизайнером Терри Отом из штата Индиана была придумана новая бутылка на6,5 унций. Впоследствии было продано более 6 млрд. бутылок напитка. А чуть позже Coca-Cola получает патент на форму своей бутылки.

В 1919 году компания Coca-Cola меняет своего владельца — им становится банкир из Атланты Эрнест Вудроф. Сумма, заключенной сделки составила 25 млн. долларов. Спустя год напиток появляется в Европе, а именно во Франции.

Через четыре года у руля компании встал сын Эрнеста Вудрофа. Роберт Вудроф стал легендарной личностью в истории развития компании. А ведь у руля компании он был целые 60 лет! Приход нового «управленца» привносит изменения в самой компании: появляются единые стандарты для создания, розлива, и даже расстановки напитков на полках магазинов. Именно Роберт Вудроф сделал компанию такой, кокой она является сейчас.

Сегодня компании уже исполнилось более 120 лет с момента основания. Напитки, которые продаются в 200 странах мира. Каждый день в мире продается более 1 млрд. бутылок напитков этой компании.

Но такого колоссального успеха компания достигла не только за счет необыкновенного вкуса, но и за счет очень удачных маркетинговых ходов, по которым сейчас написано немало книг.

К сожаленью, времена для компании настают не очень хорошие, молодежь все больше и больше отдает предпочтения напиткам без консервантов. Какого же будущее у легендарного напитка?

(По материалам: Дж. Минго «Секреты успеха великих компаний»)

 


Если вам понравилась статья, поделитесь с друзьями, нажмите нужную кнопку!

Рубрики: Маркетинг | Комментариев нет



Комментарии

Прежде чем приступить к написанию комментария, ознакомьтесь, пожалуйста, с простыми правилами, излoженными на странице Контакты. Заранее благодарю!

Вы должны войти, чтобы добавить комментарии.

Бизнес-тренинги и семинары, Конференции и форумы, Вебинары и                     		    Мастер-классы Екатеринбурга — Все Тренинги .ру

Заметок на блоге: 273
Комментариев: 19